Принята Педагогическим советом Протокол № ____ от «___ » ________ 2024 Утверждена Приказом заведующего МБДОУ-детский сад №128 от «___» ___________ 2024 № ______ _____________ Гулина С.Д. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебный песок» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД Автор составитель: Гулина Светлана Дмитриевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 Содержание Раздел Наименование Пояснительная записка Стр. 3 I Организационные условия 7 II Учебный план (Приложение 1) 8 III Календарный учебный график (Приложение 2) 8 IV Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 3-4 лет (Приложение 3) «Волшебный песок» для детей 4-5 лет (Приложение 4) Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 5-6 лет (Приложение 5) Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 6-7 лет (Приложение 6) 8 V Оценочные и методические материалы (Приложение 7) 8 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный песок» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 128 (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, художественном совершенствовании. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При разработке программы были использованы следующие источники литературы: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).; Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.; Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 96 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.; Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.2010: Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- М: АРКТИ. 2017.-112с. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ- детский сад № 128 примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», составленную в соответствии с ФГОС ДО , под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. Актуальность. Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Рисование на песке не является привычной формой передачи образа, песок у детей скорее ассоциируется с играми в песочнице. Обучение детей приемам рисования на песке и песком расширяет возможности развития детской фантазии и воображения. Быстрота и легкость перемены изображения позволяет создавать преобразовывать образы и менять сюжет, при этом все действия можно проговаривать и составлять небольшие описательные рассказы, истории, сказки. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается улучшается координация движений, пространственное внимание, восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он - сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного. Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, последовательность, рациональность, объективность. Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка. Вывод: Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию психоэмоционального состояния детей . Она также призвана раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать эмоционально-волевую сферу. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста Цель программы - развитие творческих способностей детей через игру с песком и обучение техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук. В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи: • развивать зрительно-моторную координацию, владение кистями обеих рук; • развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности; • развивать воображение, творческое мышление; • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь); • формировать позитивное отношение к своему «Я»; • формировать творческий потенциал ребенка; • развивать художественно-эстетический вкус. Планируемые результаты освоения программы: • Развиты тонкие тактильные ощущения, мелкая моторика, творческие способности детей в процессе выполнения упражнений с песком; • Развиваются коммуникативные навыки; • У детей формируется наглядно-образное, творческое мышление при выполнении заданий; • У детей сформированы положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения • Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений; • Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы, расхлопывание ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков); • Научатся работать кистью и пальцами обеих рук; • Улучшится координация руки и глаза. Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет с режимом проведения 1 раз в неделю. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в октябре, итоговый в мае). I. Организационные условия Организационные условия: Дополнительное образование осуществляется для детей: - четвертого года жизни продолжительностью 15 минут 1 раз в неделю - пятого года жизни продолжительностью 20 минут 1 раз в неделю; - шестого года жизни продолжительностью 25 минут 1 раз в неделю; - седьмого года жизни продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю. Формой осуществления образовательного процесса являются учебные группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет). Набор детей в группы свободный; единственным условием является соответствующий возраст воспитанников. Основание для отчисления – заявление родителей. Санитарно-гигиенические условия: Занятия проводятся в отдельном оборудованном кабинете, соответствующем требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам. Кабинет имеет достаточное освещение, своевременно проветривается и проводится влажная уборка. Для проведения занятий имеется необходимое оборудование, световые столы, просеянный песок, кисточки, трубочки, музыкальное сопровождение, игрушки. II. Учебный план Учебный план образовательной программы дополнительного образования «Волшебный песок» представлен в виде Приложения 1. III. Календарный учебный график Календарный учебный график образовательной программы дополнительного образования «Волшебный песок» представлен в виде Приложения 2. IV. Рабочая программа Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 3-4 лет представлена в виде Приложения 3. Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 4-5 лет представлена в виде Приложения 4. Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 5-6 лет представлена в виде Приложения 5. Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей 6-7 лет представлена в виде Приложения 6. V. Оценочные и методические материалы Оценочные и методические дополнительного образования Приложения 7. материалы образовательной программы «Волшебный песок» представлены в виде