Дополнительная образовательная программа Волшебный песок

Принята
Педагогическим советом
Протокол № ____
от «___ » ________ 2024

Утверждена
Приказом заведующего
МБДОУ-детский сад №128
от «___» ___________ 2024
№ ______
_____________ Гулина С.Д.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебный песок»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

Автор составитель:
Гулина Светлана Дмитриевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2023

Содержание
Раздел

Наименование
Пояснительная записка

Стр.
3

I

Организационные условия

7

II

Учебный план (Приложение 1)

8

III

Календарный учебный график (Приложение 2)

8

IV

Рабочая программа дополнительного образования
«Волшебный песок» для детей 3-4 лет (Приложение 3)
«Волшебный песок» для детей 4-5 лет (Приложение 4)
Рабочая программа дополнительного образования
«Волшебный песок» для детей 5-6 лет (Приложение 5)
Рабочая программа дополнительного образования
«Волшебный песок» для детей 6-7 лет (Приложение 6)

8

V

Оценочные и методические материалы (Приложение 7)

8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный
песок» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
– детского сада № 128 (далее Программа) направлена на всестороннее
удовлетворение

образовательных

потребностей

воспитанников

в

интеллектуальном, духовно-нравственном, художественном совершенствовании.
Программа

разработана

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального
государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования"),

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября
2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 29 августа 2013 года № 1008

«Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
При разработке программы были использованы следующие источники
литературы:
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная
игротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).; Епанчинцева О.Ю.
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного
возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию
эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной
терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.;
Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего
возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 96 с. 9.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по
песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.; Зейц М. Пишем и
рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.2010: Тупичкина Е.А. Мир

песочных

фантазий:

Программа

обучения

детей

рисованию

песочных

картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного
возраста).- М: АРКТИ. 2017.-112с.
Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять
ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ- детский сад

№ 128

примерной

образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»,
составленную в соответствии с ФГОС ДО , под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.
Васильевой, Т.С.Комаровой.
Актуальность.
Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с
древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную
картину мира.
Рисование на песке не является привычной формой передачи образа, песок
у детей скорее ассоциируется с играми в песочнице. Обучение детей приемам
рисования на песке и песком расширяет возможности развития детской фантазии и
воображения. Быстрота и легкость

перемены изображения позволяет создавать

преобразовывать образы и менять сюжет, при этом

все действия можно

проговаривать и составлять небольшие описательные рассказы, истории, сказки.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка –
сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют завораживающе и
ребенок избавляется от негативных эмоций. Занимаясь таким видом рисования,
ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше
понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные
«картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка
эстетического и художественного восприятия. При этом развивается
улучшается

координация

движений,

пространственное

внимание,
восприятие.

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только
своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая
специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы
показать кому-то или повесить на холодильник; он - сиюминутен, и именно это
обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига
мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе

обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии
начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не
получается,

то

он

теряет

интерес

к

деятельности

в

целом,

у

него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти
крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на
процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует
развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук;
развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления;
а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит
двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х
основных

видов

восприятия:

интеллектуально-логического

и

эмоционально

целостного.
Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и
аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует
развитие

логических,

аналитических

операций,

последовательность,

рациональность,
объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность,
мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для
формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие
мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка.
Вывод: Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что
человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир
непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Особенно ребенок, не
всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить
все, что в нем скрыто. Песочное рисование благоприятно влияет на будущую
подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.),
раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не
получилось, легко можно исправить движением руки!
Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и
направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию
психоэмоционального состояния детей . Она также призвана раскрыть творческий

потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать
эмоционально-волевую сферу. Программа разработана с учетом возрастных и
психологических особенностей детей дошкольного возраста
Цель программы

-

развитие творческих способностей детей через игру с

песком и обучение техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев
рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком
решаются следующие задачи:
•

развивать зрительно-моторную координацию, владение кистями обеих рук;

•

развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности;

•

развивать воображение, творческое мышление;

•

развивать

познавательные

процессы

(восприятие,

внимание,

память,

образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь);
•

формировать позитивное отношение к своему «Я»;

•

формировать творческий потенциал ребенка;

•

развивать художественно-эстетический вкус.
Планируемые результаты освоения программы:

• Развиты тонкие тактильные ощущения, мелкая моторика, творческие
способности детей в процессе выполнения упражнений с песком;
• Развиваются коммуникативные навыки;
• У

детей

формируется наглядно-образное, творческое мышление

при

выполнении заданий;
• У детей сформированы положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения
•

Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений;

•

Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы, расхлопывание
ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков);

•

Научатся работать кистью и пальцами обеих рук;

•

Улучшится координация руки и глаза.

Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию
групповой и индивидуальной работы с детьми 3-7 лет с режимом проведения 1 раз
в неделю.
Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в октябре, итоговый в мае).
I. Организационные условия
Организационные условия:
Дополнительное образование осуществляется для детей:
- четвертого года жизни продолжительностью 15 минут 1 раз в неделю
- пятого года жизни продолжительностью 20 минут 1 раз в неделю;
- шестого года жизни продолжительностью 25 минут 1 раз в неделю;
- седьмого года жизни продолжительностью 30 минут 1 раз в неделю.
Формой

осуществления

образовательного

процесса

являются учебные

группы с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети
от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет). Набор детей в группы
свободный;

единственным

условием

является

соответствующий

возраст

воспитанников.
Основание для отчисления – заявление родителей.

Санитарно-гигиенические условия:
Занятия проводятся в отдельном оборудованном кабинете, соответствующем
требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам. Кабинет имеет
достаточное освещение, своевременно проветривается и проводится влажная
уборка.
Для проведения занятий имеется необходимое оборудование, световые столы,
просеянный песок, кисточки, трубочки, музыкальное сопровождение, игрушки.

II. Учебный план
Учебный план образовательной программы дополнительного образования
«Волшебный песок» представлен в виде Приложения 1.
III. Календарный учебный график
Календарный учебный график образовательной программы дополнительного
образования «Волшебный песок» представлен в виде Приложения 2.
IV. Рабочая программа
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для
детей 3-4 лет представлена в виде Приложения 3.
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для
детей 4-5 лет представлена в виде Приложения 4.
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для
детей 5-6 лет представлена в виде Приложения 5.
Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для
детей 6-7 лет представлена в виде Приложения 6.
V. Оценочные и методические материалы
Оценочные

и

методические

дополнительного образования
Приложения 7.

материалы

образовательной

программы

«Волшебный песок» представлены в виде


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».