Приложение 4 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 128 Принято Педагогическим советом МБДОУ – детского сада № 128 Протокол от _____________№____ Утверждено Заведующий МБДОУ ________ С.Д.Гулина Приказ от _____________ Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный песок» для детей с 4-5 лет г. Екатеринбург, 2023 1 Содержание I 1.1. 1.2. II 2.1. 2.2. III 3.1. 3.2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели программы Задачи программы Принципы и подходы к формированию Программы Способы работы с песком Планируемые результаты освоения Программы СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Структура и содержание программы Взаимодействие педагога с детьми Календарно-тематический план Оценочные и методические материалы ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Методическое обеспечение программы Распорядок дня воспитанников, получающих дополнительное образование 3 3 6 6 6 7 7 8 8 9 10 12 12 12 13 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 «Волшебный песок» для детей 4-5 лет. I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Образовательная «Волшебный песок» программа дополнительного Муниципального образования бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 128 (далее Программа) направлена на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовно-нравственном, художественном совершенствовании. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 осуществления «Об утверждении Порядка организации и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При разработке программы были использованы следующие источники литературы: Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. - 2001. - № 8 (44).; Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с. Занятия с детьми 3 – 7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 122 с.; Зеленцова-Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. – 96 с. 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко 3 Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005. – 50 с.; Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М.2010: Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- М: АРКТИ. 2017.-112с. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ- детский сад № 128 примерной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», составленную в соответствии с ФГОС ДО , под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой. Актуальность. Игры с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Рисование на песке не является привычной формой передачи образа, песок у детей скорее ассоциируется с играми в песочнице. Обучение детей приемам рисования на песке и песком расширяет возможности развития детской фантазии и воображения. Быстрота и легкость перемены изображения позволяет создавать преобразовывать образы и менять сюжет, при этом все действия можно проговаривать и составлять небольшие описательные рассказы, истории, сказки. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют завораживающе и ребенок избавляется от негативных эмоций. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он - сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не 4 получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуальнологического и эмоционально целостного. Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей интеллекта, концентрации, а также стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность. Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка. Вывод: Песок - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что ребенок создал на песке, созвучно с его внутренним миром. Очень часто этот мир непонятен не только окружающим, но и самому "обладателю". Особенно ребенок, не всегда может сформулировать то, что с ним происходит, а песок помогает выразить все, что в нем скрыто. Песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Данная программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на ознакомление детей с техникой песочного рисования и на коррекцию психоэмоционального состояния детей . Она также призвана раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, развить эстетический вкус и гармонизировать эмоционально-волевую сферу. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Цель программы - развитие творческих способностей детей через 5 игру с песком и обучение техники рисования песком. Развитие мелкой моторики пальцев рук. В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи: • развивать зрительно-моторную координацию, владение кистями обеих рук; • развивать мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности; • развивать воображение, творческое мышление; • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, речь); • формировать позитивное отношение к своему «Я»; • формировать творческий потенциал ребенка; • развивать художественно-эстетический вкус. Программа рассчитана на один год обучения, предусматривает организацию групповой и индивидуальной работы с детьми 4-5 лет с режимом проведения 1 раз в неделю. Мониторинг осуществляется 2 раза в год (первичный – в октябре, итоговый в мае). Принципы и подходы к формированию Программы Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких умений и навыков, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: максимальное использование потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника. Способы работы с песком: 6 Способы засыпания рабочего стола: - просеивание (сквозь пальцы); - расхлопывание ладошкой; - дождик (сыпем из кулачка); - торнадо (сыпем из двух кулачков); - волна; - веером из бугорка. Техника рисования песком (основные приёмы): Насыпание: из ладони, из кулачка, из пальцев; Втирание: пальцем, несколькими пальцами, симметрично двумя руками, ребром ладони, ладонью, кулачком, ребром большого пальца, рисование мизинцем, отсекая лишнее, щепотью, насыпая из кулачка струйкой разной ширины; Процарапывание: палочкой, картоном, кистью; Отпечаток: предметов, трафаретов, ладоней. Особенности в работе с песком на световых столах: - Рисование отличается простотой; - Песочное рисование это – КРАСОТА! - Пластичность; - Уменьшение стресса; - Воздействие со светом, музыкой. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Научатся использовать световой стол и песок для создания изображений; • Отличать приёмы создания фона (просеивание сквозь пальцы, расхлопывание ладошкой, сыпем из кулачка, сыпем из двух кулачков); • Научатся работать кистью и пальцами обеих рук; • Улучшится координация руки и глаза. • Развиты тонкие тактильные ощущения, мелкая моторика, творческие • способности детей в процессе выполнения упражнений с песком; • Развиваются коммуникативные навыки; • У детей формируется наглядно-образное, творческое мышление при выполнении заданий; • У детей сформированы положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Структура и содержание программы 7 Дети засыпают фон самостоятельно. Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей 1раз в неделю в соответствии с тематическим планом. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование: стол со стеклом для рисования и игр, размером 50 х 50 с подсветкой, мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе. В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность. В работе используются нетрадиционные техники рисования которые предусматривают: - Развитие плавности, изящества и точности движений; - Умения работать кистью и пальцами обеих рук; - Координации руки и глаза; Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей. В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения. Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать. Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с 8 учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния воспитанников). Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности, по желанию педагога, детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка. Взаимодействие педагога с детьми. Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности. Практические методы включают упражнения, экспериментирование с песком. Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально- познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа. 2.2. Календарно-тематический план Возраст детей 4-5 лет 9 Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Тема Наименование разделов художественно изобразительног о творчества Волшебный песок 1: «Здравствуй песочная страна» 2: «Тайные следы и отпечатки» 3: «Волшебные точки, ожившие линии» 4: «Осеннее дерево» В гостях у Осени 1. «Падают листья» 2. «Грибы в лукошко» 3. Фрукты 4. «Овощное разнообразие» Осенний калейдоскоп 1. «Ёжик – ежик ни головы, ни ножек». 2. «Ветка рябины» 3. День Матери 4. «Мир мультяшки» Декабрь Музыка леса Январь Геометри ческие фигуры, Содержание 1. «Снежинка» 2. «Веселый снеговик» 3: «Зимний лес» «Олень» 4: «Новогодняя ёлка» 1:«Занимательный квадрат», «Веселый прямоугольник» 10 Знакомство с материалом, показ работ знаменитых песочных аниматоров. Беседа о происхождении песка, как образуется песок. Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показать приемы получения точек и коротких линий. Совершенствовать умение рисовать одним или несколькими пальцами листья различной формы на песке. Учить рисовать корзинку с грибами приемом насыпания песка. Учить создавать изображение на стекле, используя трафарет. Закреплять навыки нетрадиционного рисования. Закреплять умение проводить прямые линии в разных направлениях, учить украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы, выполнение песком ягоды различной величины. Развивать чувство композиции. Эмоциональный комфорт. Учить рисовать снежинки, елки разные по форме, ребром ладони, одним пальцем. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт. Релаксация. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Эмоциональный комфорт Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой Количество занятий 4 4 4 4 птицы и зайцы Февраль Март Апрель Май Июнь 23 февраляДень защитника Отечества 2: «Треугольные фантазии» 3: «Красногрудый снегирь… …» 4: «Приключения зайчонка! 1: «Веселый пингвин» 2: «Северный медвежонок» 3: 23 февраля- День защитника Отечества (подарок для папы) 4: Папина машина рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность . Закрепить умение равномерно наносить песок в изображении геометрических фигур. Развивать фантазию, интерес к птицам (воробей, снегирь,). Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. продолжаем учить рисовать на песке способом втирания кулачком, пальцем, ребром ладони. Снятие эмоционального напряжения. Упражнять в рисовании обеих рук одновременно. Развивать координацию. Продолжать 1: «Букет для знакомить с временами года. мамы» Развивать чувство радости, 2: «Просыпается успеха. Учить передавать в Здравствуй, природа» рисунке целостный образ. Учить весна 3: «Подснежник» наносить извилистые и прямые 4: «Нарисуй и укрась линии непрерывно. Дополнять вазу для цветов» рисунок декоративными элементами. Развивать любовь к птицам и чувство причастности к природе Самостоятельное творческое отражение представлений о космических телах, ракете. 1: «Космос» Учить рисовать предметы Космос. 2: «Слоненок» круглой и вытянутой формы Наш зоопарк 3: «Крокодил» указательным пальцем. 4: «Жираф» Закрепить навыки рисования. Развивать чувство формы и величины. Учить украшать простые по 1: День Победы» форме предметы, нанося простые 2: «Голубь - символ по форме элементы. Всей День мира» ладонью, одним или Победы 3: «Приключения несколькими пальцами, ребром Мир над лягушонка Квака» ладони. Формировать умение головой 4: «Песочная рисования (способ – отпечаток фантазия». ладони). Воспитывать «Дождик» эстетическое восприятие. Поющая 1: «Подводное Совершенствовать умения и тишина царство» навыки в свободном морских 2: «Золотая экспериментировании с песком. 11 4 4 4 4 4 глубин рыбка» 3: «Обитатели морей» 4: «Прекрасное рядом» (по замыслу) Развивать фантазию, интерес к морским жителям (морская звезда, морской конек, рыбка). Снятие эмоционального напряжения. Оценочные и методические материалы Формы контроля В начале и в конце учебного периода осуществляется диагностика, определяющая уровень развития воображения, восприятия, моторики руки (приложение 7 к ДООП). А так же применяются такие формы контроля, как наблюдение и беседа. Критерии отслеживания усвоения программы Оценка эффективности осуществляется с помощью достижения детей результатов программы. Осуществляется путем наблюдений, бесед, диагностики развития творческого мышления, воображения, восприятия и мелкой моторики пальцев рук. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение программы Организационно-педагогические условия реализации программы Занятия проводятся в кабинете, имеющем световые песочные столы. Для рисования используется мелкий песок. Режим занятий - 4 занятия в месяц. Занятия проводятся 1 раз в неделю в зависимости от возраста и темпа работы ребёнка +диагностика - первое и последнее занятие. Для более эффективного решения поставленных задач в каждое занятие включены разные виды деятельности: двигательные упражнения, песочное рисование и обсуждение результатов. Условия взаимодействия с детьми: 1. Согласие и желание ребенка. 2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. З. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Правила поведения в песочнице Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот. После игры надо помочь Песочной фее убрать все на свои места. После игры в песке надо помыть руки. Набор игрового вспомогательного материала: - Широкие кисточки; - Ватные палочки; 12 - Декоративные украшения (камни, палочки); - Коктейльные трубочки; - Мелкие игрушки; - Разнообразные трафареты разной величины. Кадровое обеспечение Педагог – Гулина Светлана Дмитриевна, профильное образование Должностные обязанности Формирует умение использовать световой стол и песок для создания изображений. Формирует навыки и приёмы создания фона песком, работы кистью и пальцами обеих рук. Проводит коррекцию психоэмоционального состояния детей. Воспитывает эстетическое восприятие. Развивает мелкую моторику и повышение тактильной чувствительности; творческое мышление; познавательные процессы. Формирует позитивное отношение к своему «Я»; творческий потенциал ребенка. Участвует в разработке образовательной программы образовательного учреждения. Определяет содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные технологии. Консультирует родителей (лиц, их заменяющих) и воспитателей по вопросам подготовки воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации Высшее образование, психолог. Диплом, 2023 г., УЦ ДПО «Прогресс» по программе переподготовки «Педагогика и методика дополнительного образования в условиях реализации ФГОС, квалификация «Педагог дополнительного образования». Удостоверение, 2023г., ОДПО ООО «Центр непрерывного образования и инноваций» «Песочная терапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» 3.2. Распорядок дня воспитанников, получающих дополнительное образование Предоставление дополнительного образования осуществляется во второй половине дня в период самостоятельной и совместной с педагогом деятельности с 16.25. до 16.45. часов согласно учебному плану. ООД – организованная образовательная деятельность ОД в РМ – образовательная деятельность в режимных моментах Образовательная деятельность по реализации дополнительного образования проводится в групповой форме без превышения максимально 13 допустимого объёма недельной образовательной нагрузки. 14