01.10.2021
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в школьных учреждениях.
Дорожно-транспортный травматизм напрямую связан с низкой дисциплиной водителей и пешеходов, пренебрежением Правилами дорожного движения, отсутствием навыка безопасного поведения на улице и в транспорте.
Дети становятся пострадавшими и виновниками ДТП по следующим причинам: нарушение правил перехода проезжей части; неподчинение сигналам светофора; неожиданный выход из-за неподвижного объекта, что часто спровоцировано особенностями их психофизиологического развития (неустойчивость нервной системы, потребность в движении и т.д.) и поведенческими факторами (стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей в реальной ситуации, неадекватная реакция на сильные раздражители и др.). Поэтому направленность профилактических мероприятий должна быть связана с возрастными особенностями детей.
Роль семьи: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр, в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают старшие члены, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребёнка ещё водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первые шаги на проезжую часть дороги.
Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам учительница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой – значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, никогда не случится.
Родители, помните! Своими неправильными действиями вы закладываете в детях пренебрежительное отношение к своей безопасности и отрицательную привычку нарушать правила безопасного поведения на дороге. Никогда не нарушайте в присутствии детей Правила дорожного движения, иначе в ваше отсутствие они могут повторить ваши ошибки в подобной ситуации, цена которых иногда - жизнь и здоровье ваших детей.
Уважаемые взрослые, регулярно напоминайте детям об опасности, подстерегающей их на дороге. Уделяйте больше внимания Правилам дорожного движения. Обращайте внимание детей на то, что их необходимо не только знать, но и соблюдать. Всегда помните, что от вас во многом зависит безопасность детей на дороге. Настойчиво разъясняйте детям Правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге, ежедневно напоминайте о необходимости быть внимательными!
Мы все - участники дорожного движения, в наших силах помочь детям выучить правила безопасного поведения на улице, своими действиями на дороге показывая пример детям. Провожая ребенка в школу, каждый раз необходимо использовать это время для того, чтобы объяснять детям правила дорожной безопасности, и, конечно же, самим никогда не подавать пример безрассудного поведения на дороге, как бы ни спешили и ни опаздывали. Только совместными усилиями мы сможем оградить наших детей от беды!
Как научить ребенка безопасному поведению на дороге?
Надежное поведение обеспечивают только привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, могут создать у него привычки.
Специалисты отмечают, что целесообразно формировать у детей 4 вида навыков.
1. Навык наблюдения. Ребенок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, как «предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих: стоящий автобус, грузовик, забор. У ребенка, собирающегося переходить проезжую часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое внимание при переходе проезжей части?! Осторожно - могу не заметить опасность!»
Родители должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было бы успеть, и рассказать ему один - два случая, когда пешеходы (или дети), стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и будет видеть автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус, отвлекающий внимание от опасности.
Пустынную улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому, что именно на таких улицах дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или с перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
2. «Навык сопротивления» волнению или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность, что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним, формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей. Надо научиться говорить себе: «Петя, не спеши, минута не поможет».
3. Навык «переключения на проезжую часть». Тротуар отделен от проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает привычки. Во втором ребенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень тротуара - граница, за которой бытовые навыки непригодны, надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону.
4. Навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычки «вижу – действую». Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с движением. На проезжей части следование таким привычкам недопустимо. Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в оценке обстановки не только глазами но и мыслями. Необходимо выработать у детей навык сосредотачивать внимание на 10-15 с, которые требуются для перехода проезжей части.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.03.2019
Дата обновления: 28.04.2022
Дата публикации: 01.10.2021